Главная
Статьи





17.05.2022


17.05.2022


17.05.2022


17.05.2022


17.05.2022






Калечина-Малечина

15.05.2022

«Калечина-Малечина» — роман современной российской писательницы Евгении Некрасовой. Финалист литературной премии «Национальный бестселлер» 2019 года, финалист национальной литературной премии "Большая книга" (2019), финалист премии "НОС" 2018 года.

Общая информация

Первое издание романа «Калечина-Малечина» было опубликовано издательством «АСТ» в 2018 году тиражом 2000 экземпяров. Роман снискал популярность как у читателей, так и у литературных критиков. Несмотря на наименование "роман", ряд литературоведов определяют книгу как повесть.

В "Калечине-Малечине" соединяются магический реализм, экспериментальная литература и элементы фольклора. Отмечается влияние произведений Гоголя, Платонова, Ремизова, Петрушевской.

На страницах романа автор поднимает такие темы, как школьная травля, проблемы воспитания и даже педофилия. События представлены через призму искаженного детского восприятия, что даёт читателю простор для интерпретации и обсуждения.

Сюжет

Роман Евгении Некрасовой повествует о жизни девочки по имени Катя. Она учится в обычной школе и живёт с папой и мамой в панельной многоэтажке. Катя испытывает дискомфорт от жизни, так как ощущает себя ненужной. Родителям некогда заниматься ребёнком, в школе она чувствует презрение со стороны учителя, а одноклассники позволяют себе жёсткие выпады и издевательства в её адрес. Катя ленива и нерасторопна, любит ночь, чтобы помечтать и делать то, что ей угодно. Окружающие главную героиню персонажи выглядят как коллекция ярлыков: деспотичный отец, безразличная мать, злая учительница, лицемерная подруга, задиристый Сомов со своей свитой «подсомовцев» и дядя Юра - мужлан-педофил.

Попытке покончить с собой неожиданно мешает кикимора, которая становится спутницей девочки и помогает защищает её от окружающего злого мира.

Роман условно поделён на несколько частей. Первая половина - одиночество и безысходность, вторая - появление кикиморы и новые надежды читателя, финал же завершает виток и возвращает к началу произведения - вновь попытка суицида. Правда, автор пошла дальше и привела к счастливому окончанию, где всем плохим досталось по заслугам, а Катя приобрела подругу и ангела-хранителя в лице своей мамы.

Необходимо отметить язык автора, который повествование ведёт с точки зрения девочки. Некрасова попыталась насытить текст детскими оборотами и терминами. В результате люди были поделены на "невыросших" и "выросших", города делятся на "лилипутские" и "гулливерские" и т.д.

В конце романа Катя уезжает с мамой, которая бросает тирана отца, в другой город и живут счастливо как подруги наслаждаясь взрослением девочки.

Критика и рецензии

Писатель Дмитрий Быков, в авторской передачи, говорит о положительных впечатлениях от прочитанного романа:

Мне очень понравилась эта “Калечина-Малечина”. Вот в ней есть, понимаете, такое ощущение “новой московской мифологии”. Из московской окраины дымной сделана сказка.

Литературный обозреватель Михаил Визель также восторженно обсуждает сюжетную линию романа:

Это книга о детстве. Точнее, о школе. Еще точнее — о выживании. В отличие от слащавых советских гуль королёвых, живущих в каком-то идеальном мире, где все мечтают о подвиге, и в отличие от тонких подростков с богатым творческим миром, решающих тонкие вопросы самореализации и самоидентификации в книгах современных интеллигентных дам, печатающихся в маленьких интеллигентных издательствах, десятилетняя Катя, живущая в обычном панельном доме обычного города-спутника, решает обычную задачу — как выжить в школе, где ее травит съехавшая на “традиционных ценностях” училка и не замечают (в лучшем случае) одноклассники, и дома, где замотанные родители понимают один метод воспитания — крик. Катя необычно видит и мыслит, но она не универсальный гений и не титан духа, и решение она тоже находит самое обычное. Но, к счастью, не доводит его до конца — и во второй части начинаются уже настоящие чудеса, с Кикиморой — только не болотной, а кухонной. И чудеса у нее соответствующие. Жутковатые чудеса, прямо скажем.

Литературный критик Митя Самойлов, в своей рецензии, обращает внимание на злое мужское, которое ярко представлено в произведении:

В книге есть и обязательный ныне слой - мужики все деспоты, грубые животные, насилдьники и дегенераты. Отец тупой и жестокий, дядя Юра - охочий до детских ляжек, одноклассники просто дегенераты. Но эту дань можно простить за всё остальное - за тревожно гудящие воспоминания с невероятной силой и волей вытащенные с самого дна детства. И за надежду. Пусть и на кикимору.

Награды

  • 2018 - финалист премии "НОС".
  • 2019 — Большая Книга, финалист.
  • 2019 — Национальный бестселлер, финалист.