Главная
Статьи





27.06.2022


27.06.2022


27.06.2022


27.06.2022


27.06.2022






Логическая школа (шахматная композиция)

20.06.2022

Логическая школа в шахматной композиции, называемая также «новонемецкая школа» (нем. Neudeutsche Schule) — идейная школа составления шахматных задач, возникшая в начале XX века. Задачи этой школы содержат стратегическую комбинацию, которая замаскирована тематическим «ложным следом», однако всё же осуществляется труднонаходимым способом. Фактически решатель сначала обнаруживает ложный след, а найдя его опровержение, получает указатель на верное решение.

Появление логической школы существенно обогатило шахматную композицию новыми, оригинальными и остроумными мотивами. Среди них — такие темы широкого охвата, как индийская, римская, дрезденская, Цеплера, Лойда — Тертона и другие темы, развитие которых продолжается и в наши дни.

Основные принципы

В «Словаре шахматной композиции» особенности логической школы определяется в следующей формулировке:

Суть логической школы состоит в особом способе осуществления стратегических комбинаций. Решение в задачах… находят в результате анализа взаимодействия фигур, выявления подготовительного и решающего манёвра, которые выделяются с помощью анализа тематических ложных следов… Тематика логической школы обширна — от элементарных тактических идей до сложных стратегических комбинаций и тем.

Для логической школы характерно чёткое различие основного и (одного или нескольких) подготовительных планов игры. Основной план белых в исходной позиции не приводит к цели, поэтому нужен подготовительный план — манёвр, устраняющий препятствия основному плану. При этом у подготовительного плана должна быть только одна цель — устранение препятствий; этот принцип называется «чистотой цели манёвра», он обеспечивает идейно-логическое единство ложного следа и настоящего решения.

История

Одним из предшественников логической школы считается австрийский проблемист Август фон Цивинский (August Alexander Johann von Cywinski de Puchala, 1829—1905), некоторые задачи которого были идейно .близки к стратегическим принципам логической школы и включали полноценный тематический ложный след. Основные идеи логической школы были изложены в 1903 году в книге немецких проблемистов Карла Коккелькорна и Йоханнеса Котца «Индийская задача». В этой книге авторы потребовали добиваться «абсолютной чистоты цели хода», систематизировали ранее открытые стратегические комбинационные идеи, в том числе относящиеся к приёмам перекрытия и освобождение линии, а также ввели ключевое понятие «критического хода». Два года спустя Котц и Коккелькорн стали основоположниками другой логической темы («римской»), которая открыла новый обширный раздел задачной тематики и вызвала широкий творческий отклик проблемистов. Новая идеология означали революционный пересмотр ранее общепринятых в шахматной композиции принципов «старонемецкой школы» Иоганна Бергера, который основной упор делал на правильные маты и трудность решения. Бергер резко критиковал новые принципы, но в итоге дискуссии сторонники логической школы победили.

Окончательная формулировка принципов логической школы и классификация её тематики состоялась в 1928 году, когда вышла книга Вальтера фон Гольцгаузена «Логика и чистота темы в новонемецкой задаче» (Logik und Zweckreinheit im neudeutschen Schachproblem). Гольцгаузен добавил к списку логических идей важную тему фокальных полей, провёл классификацию логических манёвров.

Первый тип: предварительный план (или несколько планов) уничтожают препятствия к осуществлению главного плана. Второй тип: по окончании предварительного плана у чёрных появляются новая контригра, для нейтрализации которой белые реализуют новый предварительный план и лишь затем проводят главный план. Третий тип: реализация предварительного плана даст чёрным возможность блокировать главный план, поэтому белые сначала устраняют эту возможность и лишь затем осуществляют предварительный план.

Среди известных проблемистов логической школы, кроме уже упомянутых:

  • Эрих Бруннер
  • Клаус Венда
  • Я. Г. Владимиров
  • Херберт Граземан
  • Р. М. Кофман
  • И. М. Крихели
  • Л. И. Куббель
  • Эмил Палькоска
  • Владимир Пахман
  • А. Н. Попандопуло
  • Ханс Петер Рем
  • В. Ф. Руденко
  • Эрих Цеплер
  • Вернер Шпекман

Примеры

Индийская тема

В. Паули
«Deutsches Wochenschach» (1905) Мат в 4 хода (5+4)



Ложный след: 1.Лf1? g6.
1. Лf8! (критический ход для 1-й комбинации Индийской темы) Кре4
2. Kpe2 g6
3. Cf7! (выключение критической фигуры) Kpf5
4. Cd5×
В случае 1. ... g6 последует:
2. Лf1! (критический ход для 2-й комбинации) Кре4
3. Kpf2! (король белых делает перекрывающий ход) Kpf5
4. Кре3×

Римская тема

К. Коккелькорн, Й. Котц
«Deutsches Wochenschash», 1905 Мат в 4 хода (6+2)




Решение.
1. Кd6! Отвлекает слона. Преждевременно 1. Фe2 Сg5! 2. Сd3 С:e3).
1… С:d6
2. Фe2 Сf4
3. ef Кр:d4
4. Фe5×

Разные темы

Э. Цеплер
«Die Schwalbe», 1935
II приз Мат в 6 ходов (6+7)




Решение.
Белым мешает их собственная пешка на f5; если бы её не было, то после 1. Сf3 мат неизбежен, теперь же 1... ef спасает чёрных. Остроумный план белых состоит в том, чтобы заставить чёрных уничтожить белую пешку.
1. Кd1 (угрожая 2. Кf2×) Крg4
2. Кf2+ Кр:f5
3. Кd1! (предварительный план успешно реализован, теперь грозит 4. Кe3×) Крg4
4. Кe3+ Крh3
5. Сf3 (вступает в силу главный план) Сe2 (иначе 6. Сg4×)
6. Сg2×